Главная \ Новости \ О нас пишут в журнале «Металлоснабжение и Сбыт»

Новости

О нас пишут в журнале «Металлоснабжение  и Сбыт»

7 октября 2015

В конце 2014 г. АрселорМиттал Темиртау (АМТ) приступил к реализации масштабного ИТпроекта, в который входит модернизация АСУ ТП, создание Систем Слежения за Металлом (ССМ) и создание единой MES сразу в трех основных цехах предприятия. Подрядчиком на уровень MES выступает фирма «Аусферр». Созданием ССМ занимается фирма «ДАТА-ЦЕНТР Автоматика».

Журнал «Металлоснабжение и Сбыт» посвятил этому проекту интервью, которое мы приводим ниже с некоторыми сокращениями и примечаниями.

Комплекс автоматизации трех основных цехов АО «АрселорМиттал Темиртау»


     

Жак-Ив Флош Заместитель директора по производству, руководитель проекта

 

 

 

 

Сергей Роговой Начальник ГИВЦ, главный специалист по защите информации, заместитель руководителя проекта по технической части

 

 

Юрий Ванак Начальник бюро стратегического планирования, менеджер проекта

 

 

 

 

Анна Василенко Специалист по развитию производства, администратор и координатор проекта

 

 

 

В мае текущего года проектные работы завершились, и уже летом стартовала фаза внедрения комплекса. При этом объем работ разделен на две основные части: уровень MES реализует Аусферр, работы по модернизации АСУ ТП (в части создания ССМ – примечание наше) выполняет компания «ДАТА-ЦЕНТР Автоматика». Мы встретились с руководителями проекта, чтобы подробнее узнать о его особенностях.

Каковы основные цели, параметры и особенности проекта?

Ж.И. Флош: MES—это система, которая поможет нашему заводу выдерживать конкуренцию с другими производителями металлопродукции. Мы сможем эффективнее управлять производством. Ее внедрение позволит нам вывести на новый уровень управляемость и прозрачность наших процессов, избежать недостатков, присущих ручному управлению, снизить влияние человеческого фактора. Средствами системы мы будем принимать заказы на изготовление продукции, отслеживать их на всех этапах производства, отсортировывать и перераспределять продукцию по назначению. С помощью MES мы сможем проследить за каждой единицей продукции на протяжении всего жизненного цикла и фиксировать проблему любой из них на начальных этапах, а не на конечной стадии производства, как сейчас у нас бывает. Таким образом, мы сможем избежать претензий клиентов. Для чего еще нам необходима система MES, так это для предотвращения хищений.

С ее помощью мы сможем перейти на поштучный учет продукции, контролировать материальные балансы. У нас появится точная информация, где и в какой момент находится металл, и мы сможем оперативно принять меры, если он отсутствует. Если говорить простым языком, то MES на предприятии —как Outlook. Ведь никто не думает сейчас, зачем он есть. Все активно пользуются электронной почтой и понимают, что это улучшает их работу, делает ее более эффективной. То есть Outlook—это то, что нужно. Вот и все. Так же будет и с MES. На первом этапе мы внедряем этот проект в отделении непрерывной разливки конвертерного цеха, в листопрокатном цехе №1 и в сортопрокатном цехе. В этом периметре планируем завершить полное внедрение через год. На сегодняшний день уже внедрена корпоративная система нормативно-справочного сопровождения (КСУ НСИ), а первые результаты в цехах появятся уже через месяц.

Ю. Ванак: Но это только первая фаза. Затем мы будем внедрять MES-систему на участке выплавки стали и в остальных прокатных цехах. Кроме того, возможно не только территориальное расширение, но и функциональное. Например, ИТЦ Аусферр занимается развитием данной системы на ММК, где уже внедряется оперативно-календарное планирование, позволяющее максимально использовать оборудование, сократить сроки производства продукции и снизить уровень ее запаса на складах.

Вы выбрали вариант комплексной реализации. Почему принято решение объединить системы всех уровней и трех цехов?

Ж.И. Флош: На этапе разработки проекта мы контактировали с одной германской фирмой, которая предлагала хороший третий уровень, но не хотела заниматься первым и вторым уровнями. Однако система использует большое количество входных данных, которые необходимо обрабатывать. Это и многочисленные технологические измерения, и контроль веса, и отслеживание продукции по линии агрегатов. При отсутствии первых двух уровней огромный объем данных придется вносить вручную, что очень проблематично. Полноценное внедрение всех уровней позволяет автоматизировать весь процесс. При этом он будет более точным.

Назначение и эффективность MES очевидны. Система решает широкий спектр задач, однако у каждого предприятия собственные приоритеты. Какие задачи и цели проекта вы считаете наиболее важными?

Ж.И. Флош: По-моему, это качество. Хотя несколько лет назад мы начинали работу по этому проекту вовсе не думая о качестве. Мы больше радели о планировании. Год назад приоритеты поменялись, и было принято решение внедрить MES с основной целью—исключить хищения. Но когда мы посчитали, где несем наибольшие потери, выяснилось, что это качество продукции. Это стратегически важное направление.

Мне известно, что АрселорМиттал Темиртау достаточно долго и тщательно выбирал поставщиков решения. В тендере участвовало большое количество претендентов, специалисты предприятия ознакомились с уже действующими решениями на других металлургических заводах. Вы остановили выбор на российских поставщиках. Чем вас привлекло их предложение?

Ж.И. Флош: Внедрение MES изменит жизнь комбината. В корне трансформируется жизнь цехового персонала— операторов и технологов. Так вот, одна из причин выбора российских поставщиков—это необходимость постоянной коммуникации наших специалистов всех уровней с разработчиками. Причём решение проблем должно быть быстрым и эффективным, поэтому лучше, чтобы обе стороны хорошо понимали друг друга и между ними не возникало языкового барьера. Если они говорят на одном языке, взаимопонимание достигается быстрее. Отчасти поэтому мы отдали предпочтение российским поставщикам.

С. Роговой: Предложение российских поставщиков содержало комплексный подход к реализации проекта, чего мы не увидели в других предложениях. Кроме того, одним из требований была автоматизация уровней с нулевого до третьего, а также интеграция с SAP. Эти требования в предложении были удовлетворены. На все наши вопросы были даны положительные ответы, имелись готовые решения по устранению проблем. Плюс поставщики, взялись за супервайзинг частей проекта по автоматизации уровней с нулевого по второй, чего другие компании не предлагали либо делали это с большой неохотой.

Во время строительства Карагандинского металлургического комбината Темиртау получил второе имя—КазахстанскаяМагнитка. Символично, что внедрение MES осуществляет магнитогорская компания Аусферр, которая специализируется на решениях для металлургов. Насколько вам помогает в реализации проекта металлургическая специализация ИТ-компании?

Ж.И. Флош: Очень помогает. ИТ специалист, который много лет проработал с металлургической отраслью, имеет четкое представление о ее запросах, нуждах и требованиях. Он уже знает о многих проблемах, с которыми сталкиваются клиенты. Наша отрасль специфична. И у них есть это понимание и желание работать именно в ней и для нее. Им не нужно многое объяснять.

С. Роговой: Знание технологических процессов металлургической отрасли, безусловно, облегчает понимание компанией наших проблем. Очевидно, что здесь сказывается огромный опыт компании в реализации подобных проектов в России. Ведь заводы бывшего СССР похожи друг на друга.

Проект предполагает развертывание системы управления производственной нормативно-справочной информацией. Насколько мне известно, этот функционал входил в первый этап реализации и уже запущен в опытно-промышленную эксплуатацию. Как вы оцениваете важность и значение данного элемента проекта?

Ж.И. Флош: На мой взгляд, это сердце проекта. КСУ НСИ концентрирует все нормативы, которые есть на комбинате, и позволяет управлять ими. Приведу такой пример: если вы являетесь владельцем машины, вы проверите уровень масла. Так вот, НСИ до погружения специального прибора в маслобак покажет вам, каким должен быть минимальный и максимальный уровни. С помощью качественной НСИ мы избежим многих потерь, которые могут возникнуть на всех уровнях производства металла.

Ю. Ванак: Система управления НСИ играет важнейшую роль. Она объединяет всю имеющуюся на данный момент разрозненную нормативную информацию, создает условия для ее своевременного обновления и предоставляет механизмы для обнаружения в ней ошибок.

Ключевое значение КСУ НСИ имеет для обеспечения интеграции MES с системой SAP, именно она позволяет корректно согласовать справочники различных уровней управления.

А. Василенко: Нужно отметить, что для качественного заполнения справочников иногда приходится перерабатывать существующие нормативы и унифицировать их. Так, например, у нас произошло с марочником стали. Однако, несмотря на то, что иногда требуется прилагать определенные усилия, и мы относительно недавно приступили к составлению справочников, на данный момент у нас уже заполнен значительный объем. В основном это справочники по МНЛЗ, так как внедрение MES началось именно с этого участка.

Зачастую промышленные предприятия отказываются от внедрения MES в силу слабой оснащенности первого и второго уровней автоматизации. Вы предусмотрели одновременную модернизацию АСУ ТП. Насколько значительным оказался объем работ? Какие элементы АСУ ТП вы планируете усилить?

Ж.И. Флош: Есть места, в которых АСУ ТП уже на довольно высоком уровне, например, на МНЛЗ-1 и МНЛЗ-2. Конечно, модернизация потребуется, но она ляжет на хороший и прочный фундамент. На МНЛЗ-3 и в СПЦ первый уровень хороший, но второй уровень довольно слабый и потребует усиления. В ЛПЦ-1 на прокатном участке необходимо будет провести работы по объединению уровней автоматизации, а на адьюстаже и участке обработки рулонов и листов пока все делается вручную.

Ю. Ванак: Для того чтобы система работала и получала все необходимые данные, приходится применять дополнительные средства слежения за металлом, например системы видеонаблюдения, распознавания номеров, сканирующие устройства. Подобные решения потребовались в ЛПЦ-1 и СПЦ. В результате после внедрения системы у нас появится, например, сквозная прослеживаемость продукции—от слябов до горячекатаных рулонов, что позволит определять причины получения некачественной продукции в зависимости от параметров разливки.

Ж.И. Флош: Подводя итог, могу сказать, что MES—это процесс оцифровывания производства. Он с успехом применяется уже во многих отраслях. Металлургическая промышленность не исключение. Взять ту же систему контроля качества. С помощью компьютера сразу видно, какие продукты соответствуют нормам и требованиям, а какие—нет. В рамках проекта ИТЦ Аусферр внедряет свою запатентованную методику и соответствующее программное обеспечение для неразрушающего контроля качества статистическим методом. Это специальный алгоритм, который в доли секунды (без длительных испытаний) предлагает вам решение, что с этим рулоном делать дальше —отправить конечному потребителю или переназначить его для дальнейшей переработки. Сейчас на то, чтобы переназначить продукт вручную, нам требуется до двух месяцев.

Благодарность
за качественную работу

За  качественное   и   своевре-
менное   выполнение   электро-
монтажных и пусконаладочных работ  по реконструкции Аккер-
мановского рудника дирекцией ООО "ЮУГПК" была выражена благодарность компании "ДАТА-ЦЕНТР Автоматика". Также отдельно был отмечен произведенный монтажный инжиниринг по дополнениям и изменениям в проектах и своевременное участие в пусконаладочных работах с сотрудниками фирмы "KHD" по настройке технологической линии.